Начнем с описания состояния
электроэнергетической отрасли до 2003 года (деление до и после 2003 года увязываем началом первых торгов и с созданием в 2001 году НП «Совет рынка»).
«Дореформенная» российская энергетика структурно была представлена следующими компаниями:
- ФГУП концерн «Росэнергоатом» - объединяет и сейчас атомные электростанции, контроль в руках государства.
- Независимые АО-энерго: Иркутскэнерго, Татэнерго, Новосибирскэнерго, Башкирэнерго.
- Российское акционерное общество «Единые энергетические системы России» (далее - РАО «ЕЭС России», РАО ЕЭС), куда в свою очередь входили:
- АО-энерго;
- федеральные электростанции.
АО-энерго - (ОАО «Мосэнерго», ОАО «Ленэнерго»
и т.д.) каждая представляла собой холдинг, территориально объединяющий объекты генерации, передачу по сетям, сбыт, диспетчеризацию,
ремонты, социальную инфраструктуру. Таких компаний было 72 в структуре РАО ЕЭС.
Федеральные электростанции были
независимыми от АО-энерго электростанциями. Таких станций было 44.
Пример – ОАО «Киришская ГРЭС» в Ленинградской
области отделилась от ОАО «Ленэнерго» незадолго до начала реформ. Причина - значительная
доля потребления электроэнергии, пара и конденсата приходится на одного крупного
промышленного потребителя.
Управление компанией РАО ЕЭС осуществляла через функции надзора за
хозяйственной деятельностью дочерних компаний, контроля за прохождением и
распределение финансовых потоков, кооперация между подчиненными компаниями, координация
научно-исследовательской базы. Действовал метод - «от каждого по способности,
каждому по труду». Прибыль компании складывалась из работы входящих в нее
дочерних компаний, на эти деньги пытались строить новое, проводить НИОКР и т.д.
В какой - то момент стало ясно, что в остальной
России уже вовсю действуют законы рынка, а энергетика по-прежнему работает по
старым советским законам, износ оборудования слишком велик,
а неплатежи потребителей (тех
самых, которые уже в рынке), достигли гигантских масштабов.
Комментариев нет:
Отправить комментарий